полезные ссылки
Аналитика сайта
За год5157
За месяц654
За неделю238
Вчера2
Сутки22
«Родительское собрание. "Адаптация пятиклассников в школе"»
Автор: Зияткер
30-11-2020 12:55
Родительское собрание.

 

     В  специализированной школе-интернат «Зияткер» проводилась педагогом-психологом онлайн родительское собрание, на тему «"Адаптация пятиклассников в школе"».

 

 

 

Родительское собрание

"Адаптация пятиклассников в школе"              

Цели:

1)      выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся; 

2)  выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем; 

3)  привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации. 

Участники: родители учащихся 5-х классов, классные руководители. 

   

Ход собрания.

С точки зрения психолога...

Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. 

Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители. 

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение. 

   В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения.  Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет  два спектра — биологический и психологический. Мы ведем  речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.

Адаптация пятиклассников к предметному обучению

  Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

    Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

    Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

    Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

   Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

   Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
   Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10—11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с не учебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.
   Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.

  

Подведение итогов собрания.

Решение собрания:

1.   Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями. 

2.      Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки. 

3.      Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса 

4.  Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей. 

5. Провести в конце года совместный вечер «Мы и наши родители». 

 

Рекомендации для родителей. 

  - Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий. 

- Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима. 

- Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук, 

- Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания. 

- Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. 

- Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка. 

 - Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. 

- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. 

- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. 

- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников), 

- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. 

- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. 

- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

 

 

педагог-психолог Ракишева Р.Г.

29.11.2020г.